ЛУКА



Феофил

Некоторые исследователи высказывали мнение, что Феофил — вымышленное лицо, указывая при этом на значение его имени: боголюб. Но, по всей вероятности, это был реальный человек, быть может, состоятельный новообращенный (и пришедший в смущение?) христианин, который поддерживал Луку в ту пору, когда тот вел свои разыскания.

Возможно, он жил в Кесарии Филипповой, где Лука, вероятно, пробыл вместе с Павлом часть времени в период двухлетнего заточения Павла (Деян 27:1). Это было бы прекрасной отправной точкой для исследования данного Евангелия.

Лука и Деяния Апостолов
Евангелие от Луки следует читать вместе с Деяниями Апостолов, потому что в этих книгах много общих тем и их связывает некая арочная структура. Например, в рассказе Луки о рождении Иисуса говорится о Симеоне — старом иудее, «чающем утешения Израилева» (Лк 2:25), который признает в младенце Иисусе Мессию и пророчествует о том, что Он принесет спасение «всем народам, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (2:32). Это пророчество предвосхищает конец Деяний, где повествуется о том, что проповедь достигла Рима, центра Империи, и мы слышим слова Павла: спасение Божие послано язычникам (Деян 28:28). Лука говорит, что Израиль найдет свое спасение и славу через спасение язычников верой во Христа, а не в соперничестве или обособлении. Возможно, Лука писал преимущественно для читателей из язычников вроде Феофила. У Луки литературный греческий язык, хотя в некоторых главах он сознательно использует стиль Септуагинты (греч. перевод Ветхого Завета), чтобы подчеркнуть еврейские истоки этого мощного и масерски рассказанного повествования.

Ныне отпускаешь раба Твоего,
Владыко, по слову Твоему,
с миром; ибо видели очи мои
спасение Твое, которое Ты уготовил
пред лицом всех народов,
свет к просвещению язычников
и славу народа Твоего Израиля.
Лк 2:29432
Евангелие от Луки — самое большое по объему из Евангелий и вообще самое пространное произведение в Новом Завете. Вместе с Деяниями Апостолов оно образует двухтомное сочинение, авторство которого с самых ранних лет существования церкви приписывалось спутнику Павла Луке. Лука тоже включает в свое Евангелие большую часть Евангелия от Марка, но все же куда меньше, чем Матфей, всего 55% текста, добавляя при этом около 30% своего материала. Но в отличие от Матфея, Лука скомпоновал общий с Марком материал (5–6, 8–9, 18 и 19–22 гл.). Центральную часть Евангелия от Луки составляет большой раздел (9:51–18:14), не связанный с Марком и имеющий мало общего с Матфеем. Этот раздел назвали

рассказом Луки о странствиях: в начале Иисус «восхотел идти в Иерусалим» (9:51), и далее Он и Его ученики все время находятся в движении, постепенно продвигаясь на юг от Галилеи, вплоть до финального явления в Иудее.

Цель Луки
Лука сам упоминает о «многих», кто составил письменные сообщения об Иисусе до него (1:1). В отличие от них Лука описывает все «по порядку» для своего покровителя Феофила, основываясь на собственных исследованиях (1:3). Создается впечатление, что определенная путаница в рассказах об Иисусе была главной причиной, породившей у Луки желание дать Феофилу окончательный отчет о событиях (1:4).

 

Интересовавшие Луку темы

Их много, включая следующие:

• Святой Дух. Лука особо отмечает пророчества во время рождения Иисуса (1:41; 1:67), силу Святого Духа, почившего на Иисусе (1:35; 3:22; 4:14), и это предвосхищает большой интерес к Св. Духу в Деяниях.

Бедность и богатство. Многое показывает интерес Луки к обманчивости богатства и блаженности бедности, особенно бедности добровольной, к которой Иисус призывал Своих учеников (1:53; 6:20-26; 12:13-21; 14:33; 16:19-31; 19:1-10). Эта же тема развивается и в Деяниях Апостолов.

Женщины. Важная роль, которую играют женщины в событиях, описанных в Деяниях, уже затронута в Евангелии от Луки, где мы видим, что Иисус

 

относится к женщинам совсем не так, как это предписывалось нормами иудейской культуры (7:36-50; 8:1-3). Лука уделяет особое внимание женским персонажам: Марии, Елисавете, Анне (2:36-38), вдове из города Наина (7:11-17), Марфе и Марии (10:38-42), «дочери Авраама», связанной сатаной (13:10-17 — единственный случай употребления применительно женщине выражения, эквивалентного выражению «сын Авраама»).

• Изгои. О служении Иисуса социальным париям говорится во всех Евангелиях, но Луку это приводит в особое восхищение. Идет ли речь о бедных пастухах (2:8), о богатом сборщике податей (19:1-10; 18:9-14), о блудном сыне (15:11-32), о «нечистых» Самарянах (17:11-19; 10:29-37),о грешнице (7:36-50), о распятом злодее (23:39-43), Лука показывает, что врата Царства широко раскрыты для них.

• Молитва. Там, где его повествование совпадает с рассказами Матфея и Марка, Лука не менее одиннадцати раз вводит указание на молитву. Он много говорит о молитве Иисуса (5:16; 6:12; 9:18),

особенно в самые напряженные моменты (3:21; 9:28), причем Его пример вдохновляет других (11:1) и внушает благоговейный трепет (22:40-46).


План Евангелия от Луки
1:1-4 Пролог
1:5–2:52 Начало повествования: два чудесных рождения
3:1–4:13 Поворотный пункт в истории: рождение Нового Века
4:14–9:50 Служение Иисуса в Галилее во исполнение пророчества Исаии 61:1-2 (см. 4:18-19)
9:51–19:28 Иисус на пути в Иерусалим: новая жизнь в Царствии Божием
19:29–21:38 В Иерусалиме, служение в Храме


... Он, раскрыв книгу, нашел место,
где было написано:
"Дух Господень на мне".
Лк 4:17-18

 

 

 

 


Лука особо выделяет служение Иисуса для низших слоев общества,
таких как, например, бедные пастухи


перейти на предыдущую страницу
перейти на следующую страницу


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RUКаталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ
Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

 

© 2004–2012 Религиозная организация. «Российское Библейское общество». Все права защищены