ИОАНН
«Иоанн, последний из всех, сознавал, что “исторические” факты были освещены в [синоптических] Евангелиях, и, побуждаемый своими товарищами и движимый Духом Святым, составил “Духовное Евангелие”», — писал в конце II века Климент Александрийский. У современных ученых данное Климентом определение Евангелия от Иоанна как «духовного Евангелия», по-видимому, используется для того, чтобы подчеркнуть явное преобладание у Иоанна интереса к смыслу и значению жизни Иисуса над интересом к фактической стороне. Иоанн, например, включает пространные рассуждения, отсутствующие в синоптических Евангелиях, в которых Иисус делает сильные и драматичные заявления о Самом Себе (5:19-47; 6:35-58; 10:1-39). Если в синоптических Евангелиях Иисус не желает публично называть Себя Мессией или Сыном Божиим (Мк 8:29-30), то у Иоанна Он делает это без колебаний!

Цель Иоанна
Даже при поверхностном знакомстве с этим Евангелием видно, что Иоанн понимал различие между фактами и их смыслом. Он вводит множество повествовательных деталей, например, о времени и месте событий; именно он сообщает нам предание о том, что служение Иисуса длилось более двух лет, захватив, по меньшей мере, три праздника Пасхи. Его Евангелие подается как свидетельство воплощения Слова (1:14). В этом отношении Евангелие от Иоанна не отличается от синоптических: цель его как жизнеописания — представить исторического Иисуса понятным читателю.

Евангелие от Иоанна
и синоптические Евангелия

Почему Евангелие от Иоанна столь отличается от синоптических? От ответа на этот вопрос зависит, насколько достоверными источниками являются Евангелия.


Монета римского императора Августа
(31 г. до н.э. - 14 г. н.э.), который был императором во время рождения
Иисуса из Назарета (Лк 3:1)

Самый ранний ответ дали во II веке христиане-гностики. Они полюбили Евангелие от Иоанна, потому что оно, как им казалось, содержит особые, тайные предания, идущие от Иисуса, которые поддерживают их мистический подход к вере. Они были убеждены, что Иоанн черпал из иных, неизвестных преданий, которые не были использованы другими евангелистами.

Такой взгляд возродился в ХХ веке, в особенности в работах проф. Додда. Он утверждал, что Иоанн писал независимо от синоптических Евангелий, опираясь на те предания об Иисусе, которые были связаны более с Иудеей, чем с Галилеей. Примечательно, что и там, где речь идет о пребывании Иисуса в Галилее, повествование Иоанна совпадает с синоптическими лишь в общих чертах. Иоанн рассказывает о браке в Кане Галилейской (2:1-11) — в синоптических Евангелиях этого эпизода нет.


Изразцовая вывеска кафе в современной Кане. Иоанн рассказывает о брачном пире в Кане
(2:1-11); этого эпизода нет в синоптических Евангелиях

 

Рассказ о царедворце (4:46-54) имеет несколько общих элементов с рассказом о сотнике у Луки (Лк 7:1-10), но это вполне может быть совершенно самостоятельным повествованием.

Эпизод с тем, как Иисус накормил пять тысяч человек, за которым следует рассказ о том, как Иисус унял ветер, есть у Матфея, Марка, и у Иоанна (Мк 6:34-52; Ин 6:1-21), но Иоанн дополняет его речью о Хлебе Жизни (6:22-59).

Иоанн знает о том, что служение Иисуса в Галилее было шире, чем представлено у него (7:1), но, по-видимому, намеренно использует материал, которого нет в синоптических Евангелиях.

Большое количество общего для синоптических Евангелий материала говорит в пользу того,

что рассказы о кратком служении Иисуса, использующие весьма ограниченный круг известных всем воспоминаний, скоро приобрели единообразную форму. Таким образом, чаша весов склоняется в сторону признания того, что некто, владевший большим материалом, не вошедшим в синоптическую традицию, сознательно решил эту традицию дополнить. Например, он ввел предания о спорах Иисуса с иудейскими книжниками в Иерусалиме, во время которых Он был более откровенен в Своих заявлениях, чем обычно бывал в разговорах с простыми людьми.

Читатели Иоанна
Что же определяло выбор материала Иоанном? Известна приверженность Иоанна иудейству. Она проявлялась в его интересе к Храму и к иудейским праздникам

(к ним он привязывает свое повествование), к Ветхому Завету и его правильному толкованию, а также в использовании мыслей из Премудрости Соломона, преданий о Моисее, выражений «Я есть Тот» из Исаии 40–55, образов света, воды, хлеба и овцы, связанных с законом и Израилем. Хотя Евангелие было адресовано широкой аудитории, — читателям из язычников, например, объясняются иудейские праздники и еврейские термины — возможно, что Иоанн писал его для иудеев, переживавших последствия разрушения Храма и Иерусалима в 70 г., желая преподнести Иисуса как утешительный ответ на их беды.

Многие авторы недавнего прошлого, такие как проф. Алан Кальпеппер, подчеркивали мастерство, с каким написано Евангелие от Иоанна, высокие достоинства и силу, повествования. Оно сохраняет эту силу, оставаясь одним из великих классических произведений мировой литературы.

План Евангелия от Иоанна
1:1-18 Пролог: Слово Божие становится плотью
1:19–2:12 Слово открыто Израилю в свидетельствах других
2:13–4:54 Слово открыто как Спаситель Израиля, Самарии и мира (Пасха)
5:1–6:71 Слово как Податель Жизни (Праздник Кущей, Пасха)
7:1–10:21 Слово и реакция людей: вера и спор (Праздник Кущей)
10:22–11:54 Слово как Восстановитель Израиля (Праздник обновления)
11:55–13:30 Слово готовится к Пасхе, чтобы положить Свою жизнь
13:31–17:26 Слово провидит жизнь церкви
18:1–20:31 Смерть и Воскресение Слова
21:1-25 Слово уполномочивает церковь

 

Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий,
и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Ин 20:31

 



перейти на предыдущую страницу
перейти на следующую страницу


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RUКаталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ
Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

 

© 2004–2012 Религиозная организация. «Российское Библейское общество». Все права защищены