РАННИЕ ПОСЛАНИЯ ПАВЛА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата Послания к Галатам Датировка посланий Павла остается неопределенной, и прежде всего это относится к Посланию к Галатам. Возможно, оно не входит в круг ранних посланий Павла. Однако и наоборот, оно может быть самым ранним из его сохранившихся писем, обращенных к церквам, которые он посетил во время своего первого миссионерского путешествия (Деян 13–14), в период, упомянутый в Деяниях 15:35. Вера или закон? Павел был разгневан! «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас...» (3:1). Он страстно утверждает: обрезание есть знак совсем иного рода отношений с Богом, основанных скорее на законе и |
его требованиях, чем на вере и благодати (3:11-12; 5:3-6). Здесь исключительно важен его личный опыт, обретенный на пути в Дамаск (1:13-16): тогда он «умер для закона» (2:19), ибо с ужасом понял, что его ревность к закону привела его к гонениям на Церковь Божию (1:13). И раз Мессия должен был умереть, значит закон не мог быть Божьим ответом на грех, как он полагал прежде: «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (2:21, ср. 3:21). Поэтому мысль о том, что Галаты для спасения могли обратиться к закону, Павел воспринимал как отказ от Христа и присоединение к Его врагам. Павел рассказывает, как он привсех выступил против самого Петра, когда тот «дрогнул» под давлением обрезанных (2:11-16). Павел остро ставит вопрос перед Галатами: «через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (3:2). Первое и Второе Послания |
последовало, вероятно, через несколько месяцев. Многие ученые полагают, что Второе Послание было написано не Павлом, потому что в нем иначе говорится о втором пришествии Христа (ср. 1 Фес 4:13–5:11 с 2 Фес 2:1-12). Но ведь Павел решает разные задачи в этих письмах и рассматривает разные аспекты своего учения. В первом письме он отвечает на обеспокоенность Фессалоникийцев преждевременной смертью некоторых верующих; во втором — на странное мнение, что парусия (второе пришествие) Христа уже произошла.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
проповедовать единственное в своем роде Евангелие, которое он получил прямо от Христа на пути в Дамаск (Гал 1:12). Если в Послании к Галатам Павел кажется неистовым, то в Первом Послании к Фессалоникийцам виден стоящий за его миссионерской ревностью побудительный мотив — вера в то, что Христос скоро вернется как всеобщий Спаситель и Судия.
|
Противодействие в Фессалонике Что же вызвало такое противодействие? Ясно, что прежде всего Павел, а затем и обращенные им Фессалоникийцы испытали жало того же страстного гонения, которому он сам некогда подвергал церковь. Основания для этого могли быть различными, но основной побудительный мотив был тот же: «ревность к закону». Почему Павел вызвал такую ненависть, понятно из Первого Послания к Фессалоникийцам (1:4-5). Павел называет Фессалоникийцев «возлюбленными Богом братьями» и говорит: мы знаем «избрание ваше... потому что наше благовествование у вас... было в силе». |
Слова «возлюбленные» и «избрание» являются специальными терминами, принятыми для описания отношений Израиля с Богом. Павел без колебаний применяет их к Фессалоникийцам-неевреям, потому что он действительно верил (Гал 3:28-29) в то, что ветхозаветное разделение между Израилем и язычниками было преодолено, и язычники стали «семенем Авраамовым» через веру во Христа. Подобным же образом Павел в Первом Послании к Фессалоникийцам (2:13) настаивает на том, что его послание есть «слово Божие» (определение, которое могло прилагаться только к священным книгам Израиля!). Неудивительно, что «ревнующие к закону» старались остановить его. Не могли они принять такого отрицания особого положения Израиля. Павел — миссионер |
|||||||||||||||||||
![]() Руины римского акведука в Антиохии, Малая Азия |