ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ
Послание к Евреям — поразительной силы образец раннего христианского богословия, ясное произведение обширного и оригинального ума, и все же мы не можем сказать, кто его написал, кому, когда, куда и даже почему.

Послание ли это?
Затруднение вызывает сам жанр произведения. Письмо это или же научный трактат? В Послании нет вступительных приветствий, но завершается оно как письмо (13:18-25). По стилю и содержанию Послание напоминает сочинения Филона Александрийского, еврейского философа I века, но все же мы обнаруживаем, что автор обращался к какой-то определенной группе людей (5:11-12; 10:32-34). Возможно, лучшим решением проблемы будет предположить, что начало письма, которое дало бы возможность установить автора и адресата, утрачено.

Кто написал Послание к Евреям?
Долгое время Послание к Евреям приписывали Павлу, но это невозможно в свете данных,

содержащихся в стихах 2:3-4. Здесь автор говорит о себе как о христианине второго поколения, чего Павел не делал (Гал 1:12-17). Наиболее убедительным представляется предположение Лютера о том, что автором Послания был Аполлос, сотрудник Павла в Коринфе (1 Кор 3:4-7), который прибыл из Александрии; Деяния Апостолов называют его «мужем красноречивым и сведущим в Писаниях» (Деян 18:24). То, что он происходил из Александрии, объясняет параллели с Филоном, уроженцем того же города. И, конечно, автор Послания к Евреям был «сведущ в Писаниях» (Деян 18:28).

Читатели Послания
Евр 13:24, возможно, дает нам ключ к пониманию того, кто же были получатели Послания. Слова «Приветствуют вас Италийские» наводят на мысль о том, что эти люди находятся в Италии, а их приветствуют соотечественники, находящиеся вместе с автором письма вне Италии. Если это верно, то речь скорее всего идет о Риме. В более широком плане это были явно иудео-христиане, которые, по-видимому,

составляли особую общину со своей историей (Евр 6:10; 10:32-34; 12:4) и со своими наставниками (13:17). Такое было вполне возможно в Риме, где церковь разделялась на несколько домашних церквей (Рим 16:5,14,15).

Проблемы идентичности
Проблема идентичности представляла для подобных иудео-христианских групп большую сложность. Многие сохраняли привязанность к синагоге, но чем больше они общались с неевреями, тем более осложнялись их отношения с синагогой. Если они делили трапезу с неевреями, их могли заклеймить как нарушителей закона и, в конечном счете, как отступников, если они продолжали упорствовать в своем поведении или же сознательно разрывали с синагогой. В любом случае они теряли бы свое иудейство. Поля для культурного и религиозного компромисса не было.

Вот такой группой и были адресаты Послания к Евреям! Автор явно беспокоится о них. Послание наполнено предостережениями — против нерадения о своем спасении (Евр 2:3), отступления от Бога (3:12), «опоздания» (4:1), отпадения (6:6), колебаний (10:39), а также призывами быть внимательными к слышанному (2:1), твердо хранить дерзновение и упование (3:6), стараться войти в покой Его (4:11), оказывать такую же ревность до конца (6:11), приступать к Богу с искренним сердцем (10:22; 4:16). Эти глаголы показывают пастырский тон всего Послания.

Что же происходило? Предлагались два объяснения. Возможно, получатели письма были настолько смущены проблемой собственной идентичности — иудейская или христианская — что не преуспевали в делах веры, как того хотел от них автор Послания. Он говорит: вы сделались не способны слушать, обленились (5:11; 6:12). Но возможно и иное объяснение. Автор мог узнать, что они стали отказываться от своих христианских обязанностей ради сохранения добрых отношений с синагогой. Стих 10:25 звучит как мягкое поощрение к посещению церковных собраний: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай...» Конечно, мы должны рассматривать эти слова на фоне, который был обрисован выше, помня о том, что общение с неевреями подрывало иудейскую идентичность.

 


Так художник представляет иудейского первосвященника в полном облачении

 

Скиния

Автор Послания к Евреям полагает, что его читатели хорошо знакомы с устройством Скинии. Она была разделена на две части: первая (большая) часть называлась «святое», дальняя (меньшая) — «Святое святых», внутреннее святилище. Здесь стоял ковчег, накрытый золотой крышкой, представлявшей престол, на котором Яхве благоволил являться «в облаке», видимом знаке Его присутствия. Обе части Скинии были разделены плотной занавеской, называвшейся завесою. При таком устройстве Скинии Господь учил Свой народ, одновременно находясь среди людей и оставаясь недоступным для них. Он был и рядом и далеко; грешники могли подойти близко, но им не позволялось представать в Его Святом присутствии за завесой. Доступ к Богу был ограничен четырьмя условиями, перечисленными в Евр 9:7. Только первосвященник мог входить во внутреннее святилище, но всего лишь один раз в году (в День очищения), неся с собой жертвенную кровь для окропления престола, или «очистилища», крышки ковчега; затем он совершал очищение, но только от некоторых грехов («совершенных по неведению»).

Для автора Послания эти ограничения показывали, что «еще не открыт путь во святилище» (Евр 9:8). Ветхий За вет вновь обнаруживал свою недостаточность и нужду в Иисусе. В отличие от старого первосвященника Иисус «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр 9:12).

План послания
к Евреям
1:1-4 Предисловие: Сын, Который есть последнее Слово от Бога
1:5–2:18 Сын выше ангелов (через Него преподан закон)
3:1–4:13 Сын выше Моисея и Иисуса Навина (двух великих ветхозаветных спасителей народа)
4:14–5:10 Иисус Великий Первосвященник (важнейшее заявление, предвосхищающее стихи 5:11–10:39)
5:11–6:20 Первый призыв к стойкости в вере
7:1-28 Личность Иисуса Первосвященника (подобен Мелхиседеку)
8:1–10:18 Труд Иисуса Первосвященника (подобен Аврааму)
10:19-39 Второй призыв к стойкости в вере
11:1-40 Люди веры
12:1-29 Дисциплина, наказание и поощрение
13:1-25 Заключительные одобрения и приветствия

 

Но само присутствие Послания к Евреям в составе Нового Завета делает такое предположение невозможным (хотя это Послание непросто согласовать с другими новозаветными текстами). Автор Послания стремится подвести Ветхий Завет под Христа, утверждая, что сам по себе завет Израиля с Богом обветшал, а «ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр 8:13). Лишь во Христе Писания получают смысл, потому что Христос несет обетованный новый завет, при котором грехи действительно прощаются (10:11-18).

Иисус или иудаизм?
Так или иначе, стратегия автора ясна: он представляет Иисуса как исполнение Писаний, причем в такой степени, что без Иисуса Писания лишаются понятного смысла. Таким образом, читатели поставлены перед выбором: либо Ветхий Завет, получивший завершение и ставший исчерпывающим лишь в Иисусе, либо иудаизм с его незавершенным Писанием,

недейственными обрядами и неспособностью дать ответ на самые глубокие человеческие запросы. Вопрос важен, сложен и в высшей степени дискуссионен. В современной науке о Новом Завете весьма распространено предположение: Новый Завет не отрицает действенности иудаизма и только добавляет к нему христианство как еще одну тропинку к Богу.



 


перейти на предыдущую страницу
перейти на следующую страницу


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RUКаталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ
Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

© 2004–2012 Религиозная организация. «Российское Библейское общество». Все права защищены