ПОСЛАНИЯ ИАКОВА, ИУДЫ
И ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА
Послания Иакова и Иуды приписываются братьям Иисуса (Мк 6:3). Послание Иуды и Второе Послание Петра связывает значительный общий материал.

Кто авторы Посланий?
Традиционное авторство всех трех посланий оспаривалось, хотя серьезные аргументы в пользу таких предположений приводились только для Второго Послания Петра. Это небольшое письмо совсем не походит на Первое Послание Петра, и ранняя церковь не без труда признала его подлинным. В нем могут отображаться более поздние обличения лжеучителей (гл 2). К тому же в письме очевидны усилия доказать свою подлинность, среди прочего — указания на жизнь Петра (1:16-18) и на «возлюбленного брата нашего Павла» (3:15).

Однако стилистические отличия от Первого Послания Петра еще не исключают общего авторства, в особенности если Петр и Иуда использовали общий источник, вместе работая над составлением разоблачения лжеучителей. Возникающие вопросы тут переплетаются:

если подлинным является Послание Иуды, то и Второе Послание Петра должно быть, по-видимому, подлинным. Малоправдоподобно, чтобы более поздний автор так полно использовал бы Послание Иуды для создания псевдонимичного письма, авторство которого приписали Петру. Что касается Послания Иуды, то оно является подлинным, потому что желавший скрыться за псевдонимом автор едва ли выбрал бы столь малоизвестную фигуру, как Иуда, едва ли был бы столь краток, не использовал того обстоятельства, что Иуда — брат Иисуса (Иуд 1). Так что ранняя церковь, вероятно, справедливо отринула сомнения и признала оба Послания подлинными.

Иуда
Мы не знаем того, где именно нес служение Иуда, хотя в Первом Послании к Коринфянам сказано: «братья Господни» странствовали с проповедями (1 Кор 9:5). Возможно, в то время, когда Иаков управлял церковью в Иерусалиме, а Петр путешествовал на запад, Иуда отправился на восток, к иудейским общинам в Парфии, Мидии,

Эламе и Месопотамии (ср. Деян 2:9).
Если эти Послания подлинные, мы должны допустить, что Петр и Иуда были глубоко обеспокоены (вероятно, одновременно) распространением и влиянием движения «распутствующих».

Содержание Посланий

Второе Послание Петра
1:1-11 Божий призыв и замысел о нас: мы должны воспроизводить в себе Его черты
1:12–2:3 Истинное и ложное пророчество: держаться апостольского учения
2:4–22 Отвергать ложное учение и безнравственный образ жизни
3:1-18 Жить по благодати в ожидании Кончины мира
Послание Иакова
1:1-27 Мудрая, испытанная и воздержанная жизнь, сосредоточенная на трех добродетелях (ст. 27)
2:1-26 Первая добродетель: забота о бедных
3:1–4:12 Вторая добродетель: обуздание языка
4:13–5:6 Третья добродетель: хранить себя неоскверненными от мира
5:7-20 Основы христианской жизни: терпение и молитва
Послание Иуды
1-4 Необходимость подвизаться за веру
5-7 Божия ненависть к ереси
8-16 На что похожи еретики
17-25 Как отвечать: помнить о вере, вести чистую жизнь в любви

 


Руины сложенной из черного базальта древней синагоги в Хоразине
на берегу Галилейского моря


Смерть Иакова

«Анан же младший [Первосвященник] ... имел крутой и весьма неспокойный характер; он принадлежал к партии саддукеев, которые, как мы уже говорили, отличались в судах особенною жестокостью. Будучи таким человеком, Анан полагал, что вследствие смерти Феста и неприбытия пока еще Альбина наступил удобный момент [т. е. существовал вакуум власти в межправленье римских наместников].

Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как несколько других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие тогда в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно...»

Иосиф Флавий, Иудейские древности. 20:199-201.

Монета, датируемая временем Иудейской войны, с единственным известным изображением Иродова Храма в Иерусалиме. Иерусалимская церковь продолжала участвовать в проводившихся там богослужениях до самой смерти своего предстоятеля Иакова.

Сводка фактов: Иаков

- Младший брат Иисуса
- Отказывается верить в Иисуса при Его жизни (Ин 7:5)
- Приходит к вере после явления воскресшего Иисуса (1Кор 15:7)
- Становится главой Иерусалимской церкви (Деян 12:17; 15:13)
- Иосиф Флавий называет его известным и уважаемым лицом в Иерусалиме
- Согласно Егизиппу, прослыл как "Иаков Праведный"
- Казнен Первосвященником Ананом в 62 г. (отмечено у Иосифа Флавия)

Нападение на Павла?
Стихи Иак 2:14-26 вызвали дискуссию, потому что в них содержится видимое нападение на учение Павла об оправдании верой. Если Павел учил, что Авраам был «оправдан» верой, а не «делами», то Иаков говорит прямо противоположное: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (2:21). Из-за этих слов Мартин Лютер назвал Послание Иакова «ненадежным».

Некоторые исследователи полагают, что Иаков выступает с предостережением против учения Павла, и указывают при этом на людей «от Иакова», требовавших, чтобы антиохийские христиане из язычников подчинялись ветхозаветному закону (Гал 2:12). Но следует серьезно воспринимать и Гал 2:6-9, где Павел сообщает о единодушии с руководителями иерусалимской общины, в числе которых был и Иаков (ср. Деян 21:17-26).

Иаков мог критиковать какие-то искажения учения Павла, но лучшее объяснение состоит в том, что Послание Иакова предшествовало деятельности (и известности) Павла в качестве миссионера в языческой среде. В любом случае, после 49 г. его слова показались бы прямым нападением на Павла. Так что возможно, это сильное письмо представляет собой самую раннюю часть Нового Завета, датирующуюся 46 или 47 гг. и обращенную к жившим по всему Средиземноморью иудео-христианам, которые (в то время) еще постоянно посещали синагоги (ср. Иак 2:2, где «собрание» означает «синагогу»).

Ложное и истинное
В Первом Послании к Коринфянам Павел решительно берется за рассмотрение учения распутствующих (1 Кор 6:12-20). Оно основывалось на дуалистическом представлении о человеке и гласило, что, так как душа (настоящее, внутреннее «я») была окончательно спасена Христом и не может более оскверниться плотью, то мы вольны делать что угодно с нашим телом. Невоздержность в еде и распутство вновь становятся возможны! Иуда и Петр выражают в своих Посланиях глубокое отвращение к подобному учению. Для Иуды оно равносильно отрицанию «единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд 4; ср. 2 Петр 2:1). Иуда и Петр настаивают на том, что такой взгляд не является христианским (Иуд 17-18; 2 Петр 3:2-3). Петр трогательно защищает истинно христианскую мораль, которую он строит на познании Бога (2 Петр 1:3-9) и на преображении мира через приход Христа (2 Петр 3:10-18). Он утверждает, что это дает моральный императив для преображения верующих в настоящий момент.

Иаков

Иаков столь же страстно интересуется практическими вопросами христианской жизни.

Его Послание, живое, прямое, бескомпромиссное, устанавливает основы христианского поведения, причем особое внимание уделяет молитве и тому, как справляться со страданиями и испытаниями веры, как заботиться о бедных, как опасно богатство и как важно обуздать язык. Сильным доводом в пользу традиционного приписывания этого Послания Иакову, брату Иисуса, является то, что данное письмо согласуется с рассказом об Иакове у иудейского историка Иосифа Флавия. Тот описывает мученическую кончину Иакова, последовавшую в 62 г. от рук первосвященника Анана, который ненавидел его и, воспользовавшись отсутствием римских правителей, схватил его и казнил. Как раз незадолго до этого, в 59 г., в Иерусалиме произошло возмущение народа, вызванное тем, что некоторые саддукейские фамилии (вроде семьи Анана) притесняли бедных священнослужителей. Был схвачен Тифей, а некоторых священников уморили голодом. Обратившись к Иак 4:1–5:6 и 2:14-17, нетрудно представить, что Иаков говорил о подобных вещах и как он нажил врагов среди влиятельных лиц.

перейти на предыдущую страницу
перейти на следующую страницу


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RUКаталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ
Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

 

© 2004–2012 Религиозная организация. «Российское Библейское общество». Все права защищены