ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА
Новый Завет завершает одна из самых замечательных книг, — яркое, захватывающее, повергающее в благоговейный трепет «устранение завесы» (таково прямое значение слова «апокалипсис») между небесами и землей, которое делает земные события прозрачными, так что становится ясной стоящая за ними скрытая истинная сила. Как и предполагает название книги, этой силой оказывается Иисус Христос. За всем происходящим стоит история Иисуса: Его воплощение, страдания, мученическая кончина, Воскресение и вознесение на небеса, дар Духа и конечное возвращение как Судии и Спасителя.

Что это за произведение
По своей форме Откровение является посланием Иоанна (1:1, 4, 9; 22:8) к семи церквам Асии, каждая из которых получает краткое обращение Самого Христа (гл. 2–3), но в действительности весь Апокалипсис адресован каждой из церквей (1:11; ср. 22:16). По жанру это пророчество (1:3; 22:7, 10, 18), потому что оно включает свидетельство слова Божия (1:2), т. е. это Божественное откровение. Нужно представить, как оно читалось вслух в каждой из церквей (1:3); это позволит нам лучше понять его.

О писавшем Откровение
Возможно, автор Откровения не был апостолом Иоанном, так как греческий язык и стиль книги резко отличаются от стиля Евангелия от Иоанна. Однако этот человек был хорошо известен всем церквам — для представления ему достаточно было просто назвать свое имя. Таким образом, нельзя исключать того, что автором был загадочный старец Иоанн епископа Папия.

Провинция Асия
Римская провинция Асия переживала в I веке период бурного расцвета (3:17). В 18-й гл. Откровения нарисована картина широкой средиземноморской торговли, осуществлявшейся множеством купеческих кораблей, благодаря чему Рим поддерживал свою власть и богатство. Но за это процветание приходилось платить известную цену: ведь торговали не только предметами восточной роскоши, но «и телами и душами человеческими» (18:13).

Два зверя
Иоанн говорит не просто о работорговле. Он пишет, «что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет» начертание зверя на правой руке (13:16-17).


Руины храма Артемиды в Сардах


Древняя агора в Смирне (совр. Измир)


Храм имп. Траяна на акрополе в Пергаме

Внимательное чтение 13-й главы приводит к мысли о том, что под двумя зверями подразумевались Рим, поработивший мир и выступавший с богохульными притязаниями, и культ императора, посредством которого насаждалась идеология римской власти. Культ Ромы, богини Рима, или здравствовавшего императора был особенно распространен в Асии; центр его находился в Пергаме, «где престол сатаны» (2:13). Как показал д-р Нельсон Крайбилл, без участия в императорском культе нельзя было заниматься внешней торговлей.


Часть уцелевших каменных арок стадиона в древней Лаодикии, Малая Азия

 

Как можно истолковать книгу Откровения

Современным читателям нелегко понять странные видения, описанные в книге Откровения. Существуют различные их интерпретации:

Книга Откровения сохраняла актуальное значение только для современников автора, а для последующих поколений Откровение особой ценности не имеет. Такого мнения придерживается большинство ученых; их позиция получила название «претеристской» («относящейся к прошлому»).

Откровение — это пророческая книга о древней истории человечества, а затем и истории Западной Европы

вплоть до Второго пришествия Христа. Критики подобной теории, получившей название «исторической», указывают, что вряд ли в таком случае книга представляла бы интерес для ее первых читателей. Странным также видится ограничение исторической перспективы только Западной Европой. Кроме того, в рамках этой концепции существует огромное количество крайне неправдоподобных истолкований текста книги Откровения.

Еще одна концепция, получившая название «футуристической», рассматривает Откровение (за исключением первых глав)

как книгу, относящуюся к концу времен; все ее видения связаны с событиями, происходящими непосредственно перед Вторым пришествием. Данная концепция делает Откровение актуальным только для людей, которые будут жить в «последние» времена.

Наконец, согласно «идеалистической» концепции, книга Откровения не описывает подлинных событий прошлого или будущего. Содержание ее не связано с земной Церковью или концом времен. В Откровении поэтическим языком излагаются общие принципы претворения Божественного плана в истории.

План Откровения
1:1-20 Поручение, данное Иоанну, его видение Христа
2:1–3:22 Письма к семи церквам
4:1–5:14 Христос в центре мироздания: видение небес и объединенного мира
6:1–8:5 Семь печатей (включая стихи 7:1-17, первую вставку: о защищенности церкви)
8:6–11:19 Семь труб (включая стихи 10:1–11:14, вторую вставку: проповедь Благой Вести)
12:1–15:4 Семь великих знамений, объясняющих Божий мир
15:5–16:21 Семь чаш Божиего гнева
17:1–19:5 Первая жена: падение Вавилона великого
19:6–22:7 Вторая жена: небесный Иерусалим и брачный пир Агнца
22:8-21 Поручение, данное Иоанну, и слова Христа

Послание к христианам I века
Итак, процветание семи малоазийских городов строилось на продаже душ Риму через участие людей в культе императора. Во имя Христа Иоанн призывает церкви этих городов: «выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее» (18:4). Таким образом, смысл послания, содержащегося в этой книге, затрагивал важные интересы ее первых читателей. Понимание этого обстоятельства, быть может, поумерит склонность некоторых толкователей искать здесь эзотерический смысл. Как и в случае со всеми посланиями, при интерпретации здесь первым делом следует ответить на вопрос «Что же тут имелось в виду?», а уж потом размышлять о смысле и значении текста для наших дней.

Послание ко всем христианам
Символ Римской империи — зверь из бездны, побуждает нас видеть власть Дракона за любой тоталитарной властью и идеологией (12:9–13:2). Все описанное в этой книге было пережито Иоанном в рамках единократного мистического опыта, а не ряда отдельных видений, как то было у Даниила.

Благодаря этому книга получает крепкую структурную связь и драматическое развитие. Семь писем, содержащихся в главах 2-3, тщательно выстроены и вытекают одно из другого. Смысл их — показать, что Христос знает Свою церковь, держит ее в Своих руках и направляет ее судьбу; и это оказывается верным и для всего мира. Так, перед лицом видимого хаоса, преследований и слабости, церковь может взглянуть за завесу, услышать и принять участие в небесном поклонении и увидеть, к какому славному будущему Бог ведет мир (11:15; 21:1–22:5).

Трудно найти более уместное завершение Нового Завета. Он начинается с рассказа о младенце Иисусе, а завершается изображением народов, шествующих во свете Его, и все земные цари передают Ему свою славу (Откр 21:23-24)

… свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. Откровение 4:8

 



Где находились семь церквей, упомянутых в Откровении?

В Эфесе (Откр 2:1-7)
Эфес, древний город с населением до 500 000 человек, расположенный на важном торговом пути, в новозаветные времена был главным малоазийским портом. Город славился культом богини плодородия Артемиды. Эфес был и центром культа императора, в нем построили храм в честь императора Домициана. Большой городской театр, руины которого сохранились, мог вместить до 25000 человек.


Восстановленная библиотека Цельса
в Эфесе


Римский форум в Смирне, совр. Измир

В Смирне (Откр 2:8-11).
Смирна, совр. Измир, портовый город с населением ок. 200 000 человек в новозаветные времена. Город был известен «золотой улицей», в конце и в начале которой стояли храмы; он также мог гордиться своим ученым сообществом.

В Пергаме (Откр 2:12-17)
Пергам в III–II вв. до Р. Х. был столицей царства Атталидов;

 

 


Руины храма Асклепия, Пергам

в городе находилась вторая в Римской империи по числу книг библиотека. Город славился производством прекрасного писчего материала, пергамента. В Пергаме поклонялись уроженцу города Асклепию; там были также большой алтарь Зевсу и три храма, посвященные культу римских императоров.

В Фиатире (Откр 2:18-29)
Фиатира, совр. Акхисар, располагалась на имперской почтовой дороге; в городе было множество объединений торговцев.

В Сардисе (Откр 3:1-6).
Сардис (Сарды) был разрушен сильным землетрясением в 17 г. по Р. Х. и позднее восстановлен императором Тиберием. Это был богатый укрепленный город, стоявший на холме в плодороднейшей речной долине Малой Азии.

В Филадельфии (Откр 3:7-13). Как и Сарды, Филадельфия, совр. Алашехир, разрушена землетрясением в 17 г.

 


Руины храма Артемиды, Сардис

по Р. Х. и отстроена Тиберием. Филадельфия, укрепленный город на имперской почтовой дороге, была важным центром эллинистической учености.


Развалины древней Лаодикии

В Лаодикии (Откр 3:14-22).
Лаодикия, совр. Эскихисар, в новозаветное время пострадала от двух землетрясений и была восстановлена без помощи римских императоров. Это был центр банковских операций. Город славился производством черных шерстяных тканей и своей медицинской школой.

 

перейти на предыдущую страницу


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RUКаталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ
Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

 

© 2004–2012 Религиозная организация. «Российское Библейское общество». Все права защищены