МАТФЕЙ

испытывавших трудности в отношениях с синагогой. Вначале большинство иудео-христиан продолжали посещать свои местные синагоги.

Но с течением времени (еще в I веке) их отношения становились все более напряженными, в особенности из-за того, что число христиан из язычников росло, и иудео-христианам приходилось жить с ними в тесном общении. Поступая так, они не могли более соблюдать традиционные иудейские правила, касающиеся пищи и сохранения чистоты.

Тогда и произошло «разделение путей», если пользоваться деликатным оборотом, которым ученые описывают болезненный разрыв между иудеями и христианами. Так случилось, например, в Иерусалиме, когда иудео-христиане, повинуясь слову Иисуса (Мф 24:15-16), бежали за Иордан при приближении римской армии. Они не остались защищать Иерусалим со своими единоплеменниками.

Многие ученые полагают, что травма, сопровождавшая подобное разделение путей, подсказала Матфею написать для своей группы церквей. Матфей показывает, как Иисус исполнял закон (5:17), как Он тоже был отвергнут единоплеменниками-иудеями, как обличал иудейских начальников, особенно упрекая их за неправильное толкование закона (гл. 5 и 23), и как призывал Своих последователей любить врагов (5:43) и во имя Его благожелательно относиться к язычникам (10:18; 28:18-20).

С другой стороны, как говорилось выше, исследователи предостерегают от поиска в Евангелиях узко местных целей. Такого рода предположения обычно относятся лишь к каким-то частям этого Евангелия. Так что нам, возможно, следует придавать большее значение сравнению текста Матфея с Евангелием от Марка: Матфей просто желал дополнить образ Иисуса, нарисованный Марком, в особенности добавлением записей Его поучений.

Евангелие от Матфея заметно отличается от Евангелия от Марка, хотя оно и включает почти весь текст последнего (ок. 92%). Используя повествование Марка, Матфей обычно сокращает его, опуская некоторые подробности (отчего изложение становится менее живым). По объему Евангелие от Матфея на 60% больше, чем Евангелие от Марка, и содержит немало нового материала.

Кто и когда написал первое Евангелие?
Приписывать авторство Евангелия Матфею, одному из учеников Иисуса

(его также называли Левий — Мф 9:9; 10:3; Мк 2:14), стали уже в начале II века, и нет особых оснований сомневаться в этом.
Общепринятой является точка зрения, что Евангелие от Матфея, по всей вероятности, было написано до 70 г.

Почему писал Матфей?
Связь Матфея с иудейством (о его интересе к исполнению Писания см. ниже) подсказала многим мысль о том, что он писал для христиан-евреев, возможно, для особой группы


Древняя синагога в Капернауме на месте той синагоги, которую посещал Иисус.
Приозерный город Капернаум стал основным местом пребывания Иисуса
на время служения в Галилее.

 


Фарисей на молитве; на нем молитвенная накидка и филактерии

План Евангелия от Матфея
1:1-17 Пролог
1:18–2:23 Рождение Иисуса во исполнение пророчества
3:1–9:35 Представление Сына Божиего
3:1–4:25 Удостоверен, испытан, в действии
5:1–7:29 Власть Его слова в Его поучениях
8:1–9:35 Власть Его слова при Его целительстве
9:36–12:50 Следуя за Сыном Божиим: вопросы, связанные с учениками
13:1–16:12 Царь, Царство и правители Израиля
16:13–20:34 Признания Сына Божия: вопросы самоотдачи и страдания
21:1–23:39 Сын Божий и прошлое: проблемы Писания, народа и толкования
24:1–25:46 Сын Божий и будущее: проблемы суда и спасения
26:1–28:20 Сын Божий распят, восстал, Господь всех


И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
Мф 13:51-52



Интерес Матфея к Ветхому Завету

Просмотр отрывков, в которых речь идет об «исполнении» Ветхого Завета, дает представление о том, сколь важно было для Матфея показать, как Ветхий Завет исполнился через Иисуса.
Мф 1:22; 2:15; 2:17; 2:23; 4:14; 8:17; 12:17; 13:14; 13:35; 21:4; 26:56; 27:9

Особые интересы Матфея

Здесь предлагается сжатое изложение четырех акцентируемых тем, которыми Евангелие от Матфея отличается от остальных Евангелий:

• Исполнение Ветхого Завета.
В двенадцати случаях Матфей отмечает, что то или другое событие случилось «во исполнение написанного пророком...» Кроме того, он записывает высказывание Иисуса: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (5:17). В родословии Иисуса, с которого начинается Евангелие, Матфей подчеркивает, что Он — Сын Давида, Мессия, идущий исполнить ветхозаветные обетования.

• Иисус как Учитель.
Матфей включает в свой текст пять крупных отрывков из поучений Иисуса, особенно важна Нагорная проповедь (5–7, 10, 13, 18, 23–25 гл.). Возможно, это отражает его заботу об обучении и исправлении новообращенных. Матфей написал Евангелие так, что повествование оказалось построено по своего рода тематическому принципу.

• Открытость миру язычников.
Появление во 2-й главе мудрецов, астрологов с востока, предуведомляет об убежденности Матфея в том, что Царь Иудейский поставлен для того, чтобы править всем миром. Убежденность эта обретает четкую форму в конце Евангелия, когда Иисус заявляет о Своей власти на небе и на земле и посылает Своих последователей «научать все народы» (28:18-19). В середине повествования нам встречаются знаменательные личности вроде римского сотника, чья вера больше, чем у любого иудея (8:5-13), мы видим Сына Человеческого, восседающего на престоле, чтобы судить все народы (25:31), и слышим знаменитое наставление Иисуса апостолам (гл. 10).

• Вопросы церковного мира и порядка.
Внимание Матфея к практической стороне общения с учениками переходит в озабоченность поддержанием порядка и разрешением конфликтов внутри церкви. Это особенно проявляется в 18 главе (где только он употребляет слово «церковь», 18:17, ср. 16:18), но такой интерес мы чувствуем и в других местах текста (5:21-26 и 7:1-5).

 

перейти на предыдущую страницу
перейти на следующую страницу


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RUКаталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ
Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

 

© 2004–2012 Религиозная организация. «Российское Библейское общество». Все права защищены