Религиозная организация
Российское Библейское Общество
Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

Исход

Вторая книга Моисея

Исход — вторая книга Пятикнижия. Название книги восходит к греческому слову э́ксодос «выход», «исход» — так называется книга в Септуаги́нте.

В современной библеистике события Исхода принято относить к середине XIII века до н. э. Что касается написания книги, она складывалась не сразу, различают несколько этапов ее составления и редактирования. Самые древние части повествования восходят к началу I тысячелетия до н. э.

Главная тема книги — договор Бога с сынами Израилевыми

Исходное значение еврейского слова бери́т (русск. договор, церковнослав. завътъ, греч. диате́ке) — «политическое соглашение», «союз» между государствами — 3 Цар 20:34, народами — Нав 9:15, отдельными родами — Быт 31:44. В Пятикнижии, исторических и пророческих книгах Ветхого Завета взаимоотношения между Богом и сынами Израилевыми осмысливаются как договор: сыны Израилевы обязуются выполнять данные Богом законы, а Бог берет их под Свое покровительство и отдает им в вечное владение все земли Палестины. Рассказ о договоре Бога с сынами Израилевыми — главная тема книги Исхода.

Дошедшие до нас тексты договоров между древними государствами Ближнего Востока (между хеттскими или новоассирийскими царями и их вассалами, между государствами Сирии) показывают, что древнееврейское представление о договоре коренится в общей ближневосточной традиции. Сама структура Пятикнижия во многом следует модели древнего ближневосточного договора. Например, эти договоры нередко предварялись историческими экскурсами, повествующими об отношениях договаривающихся сторон вплоть до момента заключения договора. В Ветхом Завете роль такого исторического введения играет книга Бытия, а также первая половина книги Исхода.

Повествования об Исходе, о пути к Синаю и о заключении Синайского договора с Богом

Начальные главы Исхода рассказывают о том, как сыны Израилевы стали подвергаться притеснениям в Египте. Страшные кары, которые Господь обрушил на Египет («казни египетские»), заставляют фараона отпустить евреев из страны. Окончательное избавление происходит во время перехода евреев через море Суф (в Синодальном переводе — Чермное море): египтяне пустились в погоню за сынами Израилевыми, но расступившиеся воды моря пропустили беглецов, а затем, вновь сомкнувшись, потопили египтян. Чудеса, совершенные Господом, Богом Израиля, показывают евреям, насколько Он сильнее, чем боги других народов, и в то же время обосновывают исключительные права Господа на спасенный Им еврейский народ.

Важнейшая часть Пятикнижия, охватывающая вторую половину книги Исхода, всю книгу Левит и начало книги Чисел, повествует о пребывании сынов Израилевых у горы Синай (Исх 19:1 — Числ 10:28). Это повествование обрамлено с одной стороны — рассказом о пути сынов Израилевых от моря Суф к горе Синай (Исх 15:22–18:27), с другой — рассказом о пути сынов Израилевых от горы Синай к Моавским равнинам (Числ 10:29–21:35). Эти два рассказа объединены общими мотивами и близки друг другу по стилю, более того — отдельные эпизоды книги Исхода повторяются в книге Чисел (ср. Исх 17:1-7 и Числ 20:2-13; Исх 16:13 и Числ 11:31).

Во время пребывания у горы Синай сыны Израилевы становятся свидетелями явления Бога (гл. 19), заключают договор с Ним (гл. 24) и строят скинию — святилище, где Бог будет «обитать среди сынов Израилевых» (глл. 35–40). Заключительные строки книги Исхода говорят о том, как таинственная «Слава Господня» — облако, символизирующее присутствие Бога, — наполнила скинию. Это кульминация всего повествования книги Исхода, видимый знак того, что Бог пребывает с избранным народом.

Еще одна важная тема, которая проходит через все Пятикнижие, а также через исторические книги Ветхого Завета, — ропот, малодушие и отступничество сынов Израилевых. Мотив ропота сынов Израилевых появляется уже в 6:9 и 14:10-12, он выходит на передний план в повествованиях о странствии евреев по пустыне (15:22-25; 16; 17:1-7). В главах 32–33 он дополняется мотивом отступничества: как раз в то время, когда Моисей, на вершине горы, получает от Бога указания, как построить скинию, расположившиеся у подножия сыны Израилевы нарушают важнейшее из условий только что заключенного договора — делают статую Бога в виде тельца. Договор нарушен, но благодаря милости Бога и ходатайству Моисея заключен вновь (гл. 34). Эта тема — отступничество народа, последующее его обращение и прощение его Богом — необычайно важна для того, как понимается в Ветхом Завете история Израиля (ср. особенно книгу Судей и 3–4 книги Царств). Рассказ глл. 32–34 Исхода представляет собой прообраз всей будущей истории Израиля, как она осмысливается в исторических книгах Ветхого Завета.

На протяжении многих столетий читатели Библии пытались соотнести повествования Исхода с тем, что нам известно о географии и природных условиях Египта и Синая, с внебиблейскими историческими данными. Какова природа «казней египетских»? Что такое море Суф и где именно израильтяне перешли его посуху? Какой из египетских фараонов утонул в море Суф? Какую гору следует отождествить с библейским Синаем? По большей части на эти вопросы нет простых ответов. Нам не известны египетские источники, повествующие о событиях Исхода. Попытки нанести маршрут израильтян на карту Синайского полуострова также не увенчались успехом. Однако в этом нет ничего неожиданного. Книга Исхода — не учебник истории, а исповедание веры Древнего Израиля, выраженное в исторических терминах.

Законы и религиозные предписания в книге Исхода

Повествовательные тексты в книге Исхода перемежаются законодательными (в широком смысле слова — включая сюда и правовые нормы, и религиозно-нравственные наставления, и предписания об устроении святилища). Законодательный материал начинается в глл. 12–13, где в контекст рассказа о смерти египетских первенцев и об уходе израильтян из Египта включены правила о Пасхе, пресных хлебах и о посвящении первенцев Господу. Рассказ о явлении Бога на горе Синай обрамляет собой Десять Заповедей (20:2-17). Рассказу о заключении договора (гл. 24) предшествуют законы и предписания, представляющие собой условия договора (20:22–23:33). В более широком контексте Синайский договор понимается как включающий в себя все законы и правила, данные Богом во время пребывания израильтян у горы Синай, в том числе и культовые наставления (Исх 25–30), и «повторные» предписания (Исх 34:11-26), и правила книги Левит о жертвоприношениях и о ритуальной чистоте. Слова Лев 26:46 («Таковы предписания, законы и правила, которые Господь дал сынам Израилевым через Моисея на горе Синай») подразумевают, что все предшествующие предписания, законы и правила — и в книге Исхода, и в книге Левит — должны рассматриваться в качестве условий этого договора. Этим словам в Лев 26:46 предпосланы проклятия в адрес потенциальных нарушителей договора — характерное завершение древневосточных договоров (ср. также завершение книги Второзакония — 27:11–30:20).

Текст договора должен, согласно 25:21, храниться в самой святой части святилища — в ковчеге, над которым невидимо пребывает Господь. Эта деталь также имеет аналоги в мире Древнего Ближнего Востока: тексты межгосударственных договоров хранились в центральных государственных святилищах, перед статуями божества.

Чередование повествовательных и законодательных текстов — характерная черта всего Пятикнижия.

Греческий текст книги Исхода

В III–II вв. до н. э. Священное Писание евреев было переведено на греческий язык (этот первый перевод еврейской Библии на греческий принято называть Септуаги́нтой). Септуагинта нередко расходится с еврейским текстом, причем не все расхождения можно объяснить как возникшие в процессе перевода. В ряде случаев следует предположить, что в руках у переводчиков был иной еврейский текст, отличный от масоретского. Именно так, например, обстоит дело с последними главами книги Исхода, где порядок построения скинии, согласно Септуагинте, отличается от порядка построения скинии в еврейской Библии.

Книга Исхода в христианской традиции

Пасхальное жертвоприношение древних евреев, которое в книге Исхода связано с избавлением сынов Израилевых от египетского ига, в Новом Завете понимается как прообраз крестной жертвы Иисуса (само распятие Иисуса, по Евангелиям, происходит именно на Пасху). Тем самым Исход евреев из Египта становится в христианской традиции аллегорией избавления человечества от ига смерти, а Синайский договор (Завет) — прообразом нового Договора (Нового Завета).

Содержание книги

Часть I: Исход евреев из Египта (1:1–15:21).

Перечень родоначальников племен Израиля, поселившихся в Египте (1:1-5). Израильтяне множатся, и египтяне угнетают их (1:6-14). Повеление фараона убивать новорожденных еврейских мальчиков (1:15-22). Рождение Моисея и усыновление его дочерью фараона (2:1-10). Моисей убивает египтянина и бежит к мидьянитянам (2:11-15). Жизнь Моисея у мидьянитян, женитьба на Циппоре, дочери жреца Реуэла (Итро), и рождение Гершома (2:15-22). Бог возобновляет Свой договор с евреями (2:23-25).
Бог говорит с Моисеем из горящего куста и велит увести израильтян из Египта в Землю обетованную (3:1-15). Повеление возвестить об этом старейшинам Израиля (3:16-22). Чудеса, призванные убедить старейшин (4:1-9). Бог назначает левита Аарона говорить вместо Моисея (4:10-17). Прощание Моисея со своим тестем Итро (4:18). Бог велит Моисею возвращаться в Египет (4:19-23). Обрезание сына Моисея по пути в Египет (4:24-26). Моисей встречается с Аароном, тот передает Израилю слова Бога (4:27-31).
Моисей и Аарон просят фараона отпустить евреев в пустыню для жертвоприношения (5:1-5). Фараон ужесточает гнет (5:6-21). Моисей обращается к Богу с мольбой (5:22-23). Ответ и обетование Бога (6:1-9). Бог велит Моисею и Аарону идти к фараону (6:10-13). Прародители некоторых племен Израиля (6:14-27).
Бог велит Моисею и Аарону говорить с фараоном (6:28–7:7). Чудо с превращением посохов в змей (7:8-13). Первая «казнь египетская» — наказание за то, что фараон не отпускает евреев: превращение нильской воды в кровь (7:14-25). Вторая «казнь»: нашествие жаб (8:1-15). Третья «казнь»: нашествие мошек (8:16-19). Четвертая «казнь»: нашествие оводов (8:20-32). Пятая «казнь»: мор скота у египтян (9:1-7). Шестая «казнь»: поражение людей и скота нарывами (9:8-12). Седьмая «казнь»: град (9:13-26). Фараон соглашается отпустить евреев, но, когда Моисей прекращает град, снова упорствует (9:27-35). Восьмая «казнь»: нашествие саранчи (10:1-20). Девятая «казнь»: тьма (10:21-29). Десятая «казнь»: смерть первенцев (11:1-10; 12:29-30).
Предписания о Пасхе — правила пасхальной трапезы, пресный хлеб (12:1-20).
Моисей велит евреям пометить дома кровью пасхального ягненка (12:21-28).
Фараон отпускает евреев (12:31-34). Египтяне отдают евреям золото, серебро и одежду (12:35-36). Ночь Исхода Израиля. Пресный хлеб (12:37-42).
Дальнейшие предписания о Пасхе и о посвящении Богу первенцев (12:43–13:16).
Путь евреев мимо моря Суф. Путеводный облачный и огненный столп (13:17-22). Войско фараона гонится за ними и настигает у моря (14:1-14). Море расступается перед израильтянами, и они проходят по дну (14:15-25). Утром море возвращается, и египетское войско тонет (14:26-31). Моисей и израильтяне поют гимн Господу (15:1-18). Женщины пляшут, пророчица Мирьям поет гимн (15:19-21).

Часть II: Путь к Синаю (15:22–18:27).

Моисей делает горькую воду питьевой (15:22-26).
В пустыне израильтяне ропщут из-за недостатка пищи (15:27–16:3). Обетование Бога о пище (16:4-12). Бог посылает перепелов и манну. Запас манны в канун субботы и празднование субботы (16:13-36).
Израильтяне ропщут из-за отсутствия воды (17:1-3). Моисей выбивает воду из скалы на горе Хорив (17:4-7).
Нападение амалекитян и битва с ними под предводительством Иисуса (17:8-10). Моисей держит руки воздетыми, и израильтяне побеждают (17:11-13). Проклятие Бога амалекитянам (17:14-16).
Итро приводит к Моисею его жену и сыновей из страны мидьянитян (18:1-9). Итро приносит жертву Богу (18:10-12).
По совету Итро Моисей ставит над народом начальников, чтобы судить мелкие тяжбы (18:13-26). Возвращение Итро на родину (18:27).

Часть III: Договор на Синае (глл. 19–40).

Израильтяне разбивают лагерь в Синайской пустыне (19:1-2). Бог требует соблюдать договор, или Завет (19:3-8). Бог нисходит на гору Синай (19:9-20). Моисей говорит с Богом на горе (19:21-25).
Бог провозглашает Десять Заповедей (20:1-17).
Люди отходят от горы, а Моисей подходит к Богу, пребывающему в туче (20:18-21).
Запрет делать статуи богов (20:22-23). Правила построения жертвенника и обращения с ним (20:24-26).
Вступление к кодексу законов (21:1). Закон о правах раба-еврея (21:2-6). О правах рабыни-еврейки (21:7-11). Кары за убийство (21:12-14). Преступления, караемые смертью (21:15-17). Кары за причинение телесных повреждений (21:18-27). Ответственность в случаях, когда человека забодал бык (21:28-32). Ответственность за ущерб скоту (21:33-36). Наказание за кражу скота (22:1-4). Возмещение за потраву поля и виноградника (22:5-6). Ответственность за ущерб имуществу (22:7-15). Ответственность за совращение необрученной девушки (22:16-17). Три преступления, караемые смертью: колдовство, скотоложество и поклонение другим богам (22:18-20).
О милости к переселенцам, вдовам, сиротам и беднякам (22:21-27). Запреты хулить Бога и главу рода (22:28). О виноградном сусле (22:29а). О первенцах (22:29б). О первенцах скота (22:30). Запрет есть животных, растерзанных хищниками (22:31). О правосудии; запрет на наветы, лжесвидетельство, взятки (23:1-3, 6-8). О помощи врагам (23:4-5). О милости к переселенцам (23:9). О «субботнем» (седьмом) годе и субботнем отдыхе (23:10-12). Запрет на произнесение имен языческих богов (23:13). Три праздника: пресного хлеба, жатвы и сбора плодов (23:14-17). Правила о жертвоприношениях, пищевые запреты (23:18-19). Требование послушания, запрет служить чужим богам, обещание помощи в битвах с чужими народами, запрет на договоры с ними (23:20-33).
Заключение договора (24:1-11). Моисей пребывает в облаке Славы (т.е. сияния, света) Господней (24:12-18).
Бог велит поставить шатер — скинию (25:1-9). Ковчег, где хранится Завет (25:10-16). Навершие ковчега (25:17-22). Стол для хлебных приношений и утварь для возлияний (25:23-30). Светильник (25:31-40). Полотнища скинии (26:1-14). Каркас скинии (26:15-30). Завеса и внутреннее убранство скинии (26:31-35). Полог (26:36-37). Жертвенник для всесожжений (27:1-8). Двор и завеса вокруг скинии (27:9-19). Негасимые светильники (27:20-21). Изготовление ритуальных одежд для священников (28:1-5). Эфод (28:6-14). Нагрудник указаний (28:15-29). Жребии «урим и туммим» (28:30). Риза (28:31-35). Золотой цветок на тюрбан Аарона (28:36-38). Прочие одеяния священников (28:39-43). Обряд посвящения Аарона и его сыновей в священники (29:1-9). Очистительная жертва при посвящении (29:10-14). Жертва всесожжения при посвящении (29:15-18). Посвятительная жертва (29:19-25). Доля мяса жертвенного животного, уделяемая священникам (29:26-28). Наследование священнического одеяния (29:29-30). Мясо посвятительной жертвы (29:31-34). Посвящение священников и освящение жертвенника (29:35-37). Ежедневные жертвоприношения (29:38-46). Жертвенник для воскурения благовоний (30:1-9) Ежегодное искупление жертвенника (30:10).
Проведение переписи и выкуп (30:11-16).
Чан для омовений (30:17-21). Состав священного масла для помазания (30:22-33). Состав благовония для воскурений (30:34-38).
Назначаются мастера — Бецалел, Оголиав и их помощники (31:1-11).
Предписание о субботе (31:12-17).
Бог передает Моисею каменные плиты с записью Завета (31:18).
Израильтяне ропщут и под предводительством Аарона делают идола — золотого тельца (32:1-5). Жертвоприношение тельцу (32:6). Моисей вымаливает у Бога прощение для народа (32:7-14). Моисей спускается с горы, видит пляски вокруг золотого тельца, разбивает плиты и уничтожает статую (32:15-20). Аарон оправдывается (32:21-24). Убийство левитами отступников (32:25-29). Моисей заступается перед Богом за израильтян (32:30-35). Гнев Бога. Израильтяне снимают украшения (33:1-6). Моисей ставит Шатер Встречи в стороне от лагеря и говорит с Богом (33:7-11). Обетование Бога быть с израильтянами (33:12-17). Бог обещает явить Моисею Свою Славу (33:18-23). Новые плиты Завета (34:1-4). Бог является Моисею на горе Синай (34:5-10).
Запрет заключать договоры с местными народами, родниться с ними и поклоняться их богам (34:11-16). Запрет делать статуи божества (34:17). О трех праздниках, первенцах и отдыхе седьмого дня (34:18-24). Правила о дополнительных обрядах (34:25-26).
Запись договора (34:27-29а). Лучи от лица Моисея, спустившегося с Синая (34:29б-35).
Предписания о субботнем дне (35:1-3).
Сбор пожертвований на изготовление скинии (35:4-29). Назначение Бецалела, Оголиава и других мастеров (35:30–36:1). Начало работ (36:2-7). Полотнища для скинии (36:8-19). Каркас (36:20-34). Завеса (36:35-36). Полог для входа (36:37-38). Ковчег договора (37:1-5). Навершие ковчега (37:6-9). Стол и священные сосуды (37:10-16). Светильник (37:17-24). Жертвенник для воскурений (37:25-28). Масло для помазания и благовония для воскурений (37:29). Жертвенник для всесожжений (38:1-7). Чан для омовений (38:8). Двор вокруг скинии (38:9-20). Перечень затрат на скинию Завета (38:21-31). Повеление соткать священные одежды для Аарона (39:1). Эфод (39:2-7). Нагрудник указаний (39:8-21). Риза (39:22-26). Прочие одежды священников (39:27-29). Венец святыни (39:30-31). Завершение работ (39:32-43).
Веление Бога Моисею: поставить и оборудовать скинию, внести туда ковчег, освятить убранство скинии, посвятить Аарона и его сыновей в священники (40:1-16). Моисей ставит скинию в первый день нового года (40:17-33). Облако Славы Господней (т. е. сияния) окружает скинию и указывает израильтянам, когда отправляться в путь (40:34-38).

Поделиться:
А также
Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017