Российское Библейское Общество Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

Мелхиседек в Новом Завете

Мелхиседек.jpgСомов А.

В Послании к Евреям Иисус Христос назван первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 6:20). Почему этот библейский праведник оказался таким важным для автора Послания и почему он сравнивает его с Иисусом? Для того чтобы ответить на этот вопросы, нам необходимо, прежде всего, посмотреть на то, что мы знаем о Мелхиседеке из Библии.

Мы впервые о нем узнаем из Быт 14:18-20, текста, который можно считать изначальным источником преданий об этом библейском персонаже. Согласно этому отрывку, когда Авраам возвращался после победы над Кедорлаомером и другими, бывшими с ним царями, он встретил загадочного Мелхиседека, который одновременно был царем Салима и священником Бога Всевышнего. Тот вынес Аврааму хлеб и вино и благословил его. Затем была принесена десятая часть «от всего». Еврейский текст Библии не конкретизирует, кто именно дает десятину — Авраам или Мелхиседек, но это естественным образом вытекает из контекста. И именно так, как мы увидим, это и понимается в последующей традиции толкования этого отрывка: Авраам приносит десятину Мелхиседеку и это указывает на то, что патриарх почитал его выше себя.

Быт 14:18-20 не говорит нам прямо, что такое Салим и где он точно находится. Возможную локализацию этого места нам предлагает Пс 75:3, идентифицируя Салим с Иерусалимом: «И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе» (Синод.).

Само имя Мелхиседек (מַלְכִּי־צֶדֶק) может означать «мой царь — праведен». Впрочем, некоторые ученые полагают, что изначально его имя относилось к имени какого-то божества по имени «Мелех» или «Цедек». Некоторые также считают, что и «Бог Всевышний» относится не к единому Богу, а к другому божеству. Однако в последующей традиции это никогда не воспроизводилось, да и весь образ Мелхиседека в этом рассказе весьма положителен.

В Ветхом Завете Мелхиседек встречается нам также в Псалме 109, который относят к так называемым «царским гимнам», связанным с царскими церемониями потомков Давида в Иерусалиме, которые могли быть посвящены возведению на трон нового царя или иному торжеству, например победе над врагами в одной из битв. Итак, в этом псалме сказано: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109:4; Синод.). Таким образом, здесь израильский царь назван еще и священником, с ссылкой на Мелхиседека, который олицетворял священника-царя древних времен. Действительно, цари в древнем Израиле могли выполнять те или иные священнические функции. Например, царь мог приносить некоторые виды жертв, как это делает Саул (1 Цар 13:9), Давид (2 Цар 6:13, 17-18) и Соломон (3 Цар 8:62), и носить льняной эфод, который полагался священникам (2 Цар 6:14). Хотя израильских царей никогда прямо не называли священниками, сыновья Давида названы כֹּהֲנִים в 2 Цар 8:18. Впрочем, не исключено, что слово כֹּהֵן, которое мы обычно понимаем как «жрец» или «священник», в ранний период истории Древнего Израиля использовалось и для руководителей родов или чиновников. Тем не менее, самое главное для нас, что в Пс 109:4 автор псалма видит в Мелхиседеке не только исторический персонаж древности, но и указывает на его подобие царю Израиля. Это подобие заключается в том, что Мелхиседек совмещает царские и священнические функции, т. е. царственное священство.

В Ветхом Завете Мелхиседек больше не упоминается, но предание о нем сохраняется и развивается в иудейской литературе за пределами Библии. Так, Филон Александрийский, иудейский религиозный мыслитель, живший в Александрии (25 г. до Р.Х. – 50 г. по Р.Х.) добавляет несколько подробностей к рассказу Быт 14:18-20. Филон говорит, что Авраам не потерял никого из своих людей. Мелхиседек, увидев это, был столь удивлен, что простер руку к небесам в молитве за Авраама и принес жертвы благодарения за победу, радуясь ей как своей собственной (De Abrahamo 1.235). Именно этот иудейский мыслитель первым толкует имя Мелхиседека как «праведного царя», а затем называет его царем мира, считая, что Салим — это на самом деле Шалом («мир»). Действительно, древнееврейское שָׁלֵם очень похоже по написанию на שָׁלֹום. В целом, Филон старается подчеркнуть древность или изначальность священства Мелхиседека, в силу того, что он — первый священник, упоминаемый в Библии.

Упоминается Мелхиседек и в кумранских рукописях. В Апокрифе Книги Бытия (1Qap Gen XXII.14-17) вместо хлеба и вина, которые Мелхиседек вынес Аврааму в Быт 14:18, упомянуты «пища и питье». Кроме того, Салим здесь идентифицируется с Иерусалимом (1Qap Gen XXII.13). В другом кумранском тексте, Мидраше Мелхиседека (11Q Melch), от исторического Мелхиседека практически ничего не остается. Здесь он выступает как эсхатологическая фигура. В конце времен он провозгласит освобождение избранным и спасет их от нечистоты, а также совершит искупление для сынов Света и принесет суд Божий для Велиала и его духов.

Не обошел вниманием Мелхиседека и иудейский историк Иосиф Флавий (37–100 гг. по Р.Х.). Иосифа, как историка, Мелхиседек, прежде всего, интересовал в качестве исторического персонажа. Поэтому он считал, что Мелхиседек был ханаанским правителем (Иудейская война 6:438), основавшим Иерусалим. Его имя означает «праведный царь», что соответствует его жизни. Он был первым священником Бога и построил в этом городе первый храм, поэтому город был переименован из Салима (Σόλυμα) в Иерусалим (Ἱεροσόλυμα). В Иудейских древностях 1.179–181 эта история дополняется подробностями о гостеприимстве Мелхиседека по отношению к Аврааму и его воинам. Он обеспечил их всем необходимым, а во время праздника, устроенного в честь победы Авраама, воздал ему хвалу, а также благословил Бога за победу патриарха. Далее Иосиф уточняет, что именно Авраам отдал Мелхиседеку десятую часть своей военной добычи, а не Мелхиседек отдал десятину от своего имущества Аврааму.

Упоминается Мелхиседек и в других иудейских преданиях. Так, в Таргумах и Мидрашах он иногда считается потомком Ламеха, царем Иерусалима или даже Симом, сыном Ноя. Важные детали добавляет и 2-я (Славянская) книга Еноха. К сожалению, сложно датировать и установить происхождение этого текста, но некоторые особенности указывают на древность ее истоков. В заключительных главах этой книги (2 Ен 71–72) рассказывается о чудесном появлении на свет Мелхиседека, который здесь также представлен как потомок Ламеха. Итак, согласно этому преданию, Мелхиседек был рожден от Софонимы, жены Нира, но без земного отца (2 Ен 70:16). Мелхиседек был создан словом Божьим, после рождения благословлял Господа и имел печать первосвященства. Бог открыл Ниру, что этот ребенок будет взят в рай архангелом Михаилом и после Потопа навсегда станет главой всех священников. В этом тексте явно формулируется идея о том, что дух Мелхиседека воплощается в первосвященниках Израиля и в историческом Мелхиседеке из Бытия 14.

Некоторые из рассмотренных нами преданий о Мелхиседеке играют важную роль в 7-й главе Послания к Евреям. Сначала, в 7:1-2 автор Послания обращается к Быт 14:18-20 и его толкованиям. Упоминается встреча Авраама с Мелхиседеком и благословение, которое последний дает патриарху. Автор Послания, подобно Филону Александрийскому, считает, что Салим означает «мир» и придерживается традиционного толкования о связи имени Мелхиседека с праведностью. В Послании к Евреям также однозначно указывается на то, что именно Авраам дал десятину Мелхиседеку. В 7:4-10 это служит одним из оснований для превосходства Мелхиседека над священниками-левитами.

Мысль Евр 7:3 о том, что Мелхиседек не имел ни родословной, ни даты рождения и смерти, возможно, основана на древнем методе интерпретации Писания, известном как «аргумент от умолчания». Этот метод основан на том положении, что, если чего-то нет в Писании, то его не существует и в реальном мире. Действительно, поскольку в Писании ничего не сказано о предках Мелхиседека, а также о его рождении и смерти, то можно сделать вывод о его «не вполне человеческом» происхождении и том, что он существует вечно. Однако кроме такой логики, здесь, возможно, были задействованы иудейские предания, отраженные в 11Q Melch и 2 Енох и некоторых раввинистических традициях, где Мелхиседек воспринимался как небесная эсхатологическая фигура и священник, существующий в вечности.

Впрочем, трудно однозначно сказать, с какими именно из рассмотренных преданиями был знаком автор Послания. Важнее для нас, как он их использовал. Автору Послания интересен не столько сам Мелхиседек, сколько стремление показать, что его образ подчеркивает вечное священство Христа в противовес ветхозаветному левитскому священству. Мелхиседек подобен Христу (Евр 7:3) в некоторых своих функциях (например, вечное существование, превосходство над левитским священством, одновременно священство и царская власть), но Христос превосходит его. Итак, автор говорит нам, что Христос не исторический Мелхиседек, но новый первосвященник, подобный этому древнему праведнику (7:11, 15-17).

                                                                                                                         Публикация Института перевода Библии     

Новости по разделу
Поделиться:

Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017