- Главная
- Наши проекты
- Алтайская Библия
- До края земли
До края земли
27.09.2000
В июле 2000 года Сибирское Отделение Российского Библейского Общества подготовило экспедицию на Алтай, где в числе других народов живет около 90 тысяч алтайцев, кочевников тюркского происхождения. В экспедиции принимали участие Алексей Булатов, директор Сибирского отделения РБО, Сергей, пастор церкви из Горно-Алтайска и я. Основной нашей базой был Горно-Алтайск, небольшой провинциальный городок с населением 50 тысяч жителей, столица Республики Алтай. Отсюда каждый день мы на микроавтобусе отправлялись в различные деревни и поселки в радиусе 500 км.
Деятельность человека мало коснулась этих мест, поэтому природа сохранила здесь удивительную первозданную красоту. География поездки была весьма обширна: Куюс, Чендек, Каракокша, рудник Веселый, Усть-Пыжа, Артыбаш. Более 2500 км было преодолено для того, чтобы как можно больше людей стало ближе к Богу через Его Слово.
Сначала мы посетили села Еланда и Куюс. Они расположены в красивой межгорной долине в верховьях реки Катунь. Здесь в 150 км от Горно-Алтайска кончается дорога, ведущая на юг. Когда мы приезжали в эти села, то встречали людей, собравшихся у магазина в ожидании машины с хлебом, которая приходит раз в неделю. Получилось, что в этот день, вместе с обычным хлебом, они получили и хлеб духовный. И взрослые, и дети, которых здесь тоже было немало, получив в подарок книги, с интересом открывали их, рассматривали, задавали вопросы и просто благодарили. Кто-то просил книжки для своих родных, которые остались дома или на работе. Три пожилых женщины не могли поверить, что Святое Евангелие подарено им и все время переспрашивали, сколько оно стоит и кому заплатить, после того как они его прочитают?
«Хорошо, что вы приехали, - говорили нам местные жители, простые люди. Раньше, у родителей, была вера, а сейчас неоткуда ей взяться. Библий нет, духовной литературы для детей тоже нет. Спасибо вам! Вся наша жизнь здесь прошла. На этой земле родились, на ней же и умрем».
На другой день мы отправились в Чендек, что 500 км южнее Горно-Алтайска. Чтобы доехать туда необходимо пересечь 4 перевала. Мотор нашей машины несколько раз перегревался, и нам приходилось идти пешком.
Нужно сказать, что люди в этой местности довольно недоверчивые. Наверно это объясняется местными обычаями. Совсем недалеко отсюда расположилась деревня Тихонькая, где все население издревле состоит из старообрядцев. Они живут по своим законам. Чтобы чужаки не беспокоили их и, пусть даже случайно, не нарушали царящие здесь правила, каждую ночь связь деревни с внешним миром прерывается – на единственной дороге поднимается мост через реку.
Приехав в Чендек, мы отправились приглашать людей на встречу в Дом культуры. А вечером нас ждал не очень приятный сюрприз: в назначенное время перед клубом появился директор этого заведения и сказала, что в здание она нас не пустит, потому что не хочет неприятностей от председателя совхоза.
И вот под открытым небом началась наша встреча, в конце которой мы раздали всем пришедшим наши книги. Взрослые получили Библии, дети – «Библейские рассказы» и «Евангельские истории». В тот день нам особо запомнилась одна женщина. Она пришла специально на нашу встречу прямо из больницы, где до этого потеряла много крови. Вместе с ней пришел ее маленький сын и не отходил от мамы ни на шаг, внимательно слушая все, о чем говорилось.
После этого была еще одна встреча. Одна из местных верующих пригласила нас на место своей работы в Маральник (ферма, где содержат маралов, благородных оленей). Он находился в 10 км от села. Мы добрались туда уже заполночь и не надеялись, что кто-то придет. Но, слава Богу, мы ошиблись. В помещении, где вываривают и сушат панты (молодые рога, которые используют для приготовления лекарств), постепенно собралось около 15 человек. Чувствовалась, что люди пришли после тяжелого рабочего дня, но в их глазах читался искренний интерес к Библии. Они хотели знать, что там написано. Раздав книги, мы вернулись в Чендек, где переночевали в семье местных верующих.
Деревня Каракокша, куда мы отправились после этого, расположена в 150 км к юго-востоку от Горно-Алтайска. Сначала нас приняли здесь за сектантов и не хотели даже разговаривать, но потом с радостью брали наши книги, лица озарялись людей улыбками. Я надеюсь, что литература, которую они получили, хоть как-то восполнит их духовные нужды.
В руднике Веселый мы не застали местных верующих, они были на работе. Оставив им книги, мы отправились дальше. Последними в этот день мы посетили Усть-Пыжу и поселок Артыбаш на берегу Телецкого озера.
В следующей поездке нас приятно удивил детский дом в поселке Манжерок. Яркие бантики, чистые наряды, улыбающиеся, довольные лица детей, которые только что приехали с концерта. Он удивил своей теплотой и уютом. К детям тут относятся с искренней симпатией и теплотой. Их любят, и они это чувствуют. Во время беседы мы с радостью узнали, что они уже слышали о Боге, когда их водили в православную церковь. Там с ними беседовал священник. Интерес присутствовал в детских глазах, им не терпелось скорее приступить к увлекательному чтению. Малыши бережно, словно драгоценность прижимали к себе подаренные книжки, покачивали их, а когда этого им казалось мало они, время от времени, нежно целовали обложку.
В том же месяце состоялась еще одна поездка, в республику Тува. Столица республики – город Кызыл, население которого составляет 80 тысяч человек. Отсюда каждый день мы ездили в отдаленные районы республики. Вот несколько эпизодов из этой поездки.
По пути в Кызыл наша группа заехала в небольшой городок Абаза в Хакасии, недалеко от границы с Тувой, население которого составляет 15 тысяч человек. Здешние верующие с тревогой говорили о том, что в местных газетах, на родном для них хакасском языке молодежь постоянно призывают к возвращению в язычество. Под маской заботы об интересах национальной культуры молодым хакасам предлагается забыть «русского» Бога – Христа, и обратиться к шаманам. И мы сами испытали странные ощущения, когда проезжали по Хакасии. На всем протяжении пути вдоль дороги мы встречали какие-то каменные псевдо-алтари, шесты с навязанными на них разноцветными тряпочками. Кое-где уже вкапывают деревянные столбы для поклонения духам.
Эрзин – маленький поселок почти на границе с Монголией, в 260 км к югу от Кызыла. Население - около 2500 человек. У местных пятидесятников мы оставили книги для распространения. Большинство членов церкви тувинцы, здесь много молодежи. Один тувинский мальчишка 10 лет, приехавший на собрание из деревни в 8 км от Эрзина, сказал нам, что мечтает стать пастором.
На пути в Эрзин один восьмилетний мальчик очень необычно отреагировал на нашу попытку подарить ему книгу. Это произошло в поселке Шуурмак в 150 км к югу от Кызыла. Он подошел к нам, но когда увидел, что мы даем ему книгу, попятился назад. Мы попробовали передать ее через местную жительницу, но мальчик лишь мотал головой в знак отрицания и не хотел ничего брать. Когда же он все-таки подошел, и мы дали ему книгу, он тут же бросил ее на землю и убежал. Местные жители позже объяснили нам, что этот мальчик из семьи ревностных шаманистов и родители запрещают ему общаться с христианами. В то же время несколько десятков человек с радостью взяли у нас «Евангельские истории» и «Библейские рассказы».
В следующий раз мы отправились в детский дом в Усть-Элегесте (30 км к западу от Кызыла), где уже были в прошлом году. Обступив нас со всех сторон, задавая вопросы, обитатели детдома наперебой кричали о том, что подаренные книги они хранят до сих пор и перечитывают по несколько раз. Некоторые показывали нам едва ли не единственные их личные вещи – наши подарки. Одна девочка с гордостью вытащила из-под подушки и показала нам полкниги «Библейские рассказы». В прошлом году, когда раздавали литературу, ее не было, и пришлось буквально вырвать из рук других книжку, которая при этом разорвалась. Теперь же она получила ее целиком.
Невозможно передать, как рады были эти дети, когда мы решили покатать их на нашем микроавтобусе. Около 15 детей в неописуемом восторге забирались в этот автобус, рассчитанный всего на 5 человек. Они окружили его, толкаясь и стараясь скорее попасть внутрь, чтобы поехать. Все дети разделились на 3 группы, и каждая группа совершила поездку около детского дома. Ребята были просто счастливы.
Когда мы уезжали девочка, которая ездила с нами спросила одного тувинского мальчика, как его зовут. Когда она записала, к ней тут же подбежали остальные дети, и каждый начал называть свое имя, чтобы она записала и его. Им важно знать, что кто-то помнит их имена и заботится о них, и надеюсь, что наше посещение и наши книги помогут им узнать Того, чья любовь «никогда не перестает».
Деятельность человека мало коснулась этих мест, поэтому природа сохранила здесь удивительную первозданную красоту. География поездки была весьма обширна: Куюс, Чендек, Каракокша, рудник Веселый, Усть-Пыжа, Артыбаш. Более 2500 км было преодолено для того, чтобы как можно больше людей стало ближе к Богу через Его Слово.
Сначала мы посетили села Еланда и Куюс. Они расположены в красивой межгорной долине в верховьях реки Катунь. Здесь в 150 км от Горно-Алтайска кончается дорога, ведущая на юг. Когда мы приезжали в эти села, то встречали людей, собравшихся у магазина в ожидании машины с хлебом, которая приходит раз в неделю. Получилось, что в этот день, вместе с обычным хлебом, они получили и хлеб духовный. И взрослые, и дети, которых здесь тоже было немало, получив в подарок книги, с интересом открывали их, рассматривали, задавали вопросы и просто благодарили. Кто-то просил книжки для своих родных, которые остались дома или на работе. Три пожилых женщины не могли поверить, что Святое Евангелие подарено им и все время переспрашивали, сколько оно стоит и кому заплатить, после того как они его прочитают?
«Хорошо, что вы приехали, - говорили нам местные жители, простые люди. Раньше, у родителей, была вера, а сейчас неоткуда ей взяться. Библий нет, духовной литературы для детей тоже нет. Спасибо вам! Вся наша жизнь здесь прошла. На этой земле родились, на ней же и умрем».
На другой день мы отправились в Чендек, что 500 км южнее Горно-Алтайска. Чтобы доехать туда необходимо пересечь 4 перевала. Мотор нашей машины несколько раз перегревался, и нам приходилось идти пешком.
Нужно сказать, что люди в этой местности довольно недоверчивые. Наверно это объясняется местными обычаями. Совсем недалеко отсюда расположилась деревня Тихонькая, где все население издревле состоит из старообрядцев. Они живут по своим законам. Чтобы чужаки не беспокоили их и, пусть даже случайно, не нарушали царящие здесь правила, каждую ночь связь деревни с внешним миром прерывается – на единственной дороге поднимается мост через реку.
Приехав в Чендек, мы отправились приглашать людей на встречу в Дом культуры. А вечером нас ждал не очень приятный сюрприз: в назначенное время перед клубом появился директор этого заведения и сказала, что в здание она нас не пустит, потому что не хочет неприятностей от председателя совхоза.
И вот под открытым небом началась наша встреча, в конце которой мы раздали всем пришедшим наши книги. Взрослые получили Библии, дети – «Библейские рассказы» и «Евангельские истории». В тот день нам особо запомнилась одна женщина. Она пришла специально на нашу встречу прямо из больницы, где до этого потеряла много крови. Вместе с ней пришел ее маленький сын и не отходил от мамы ни на шаг, внимательно слушая все, о чем говорилось.
После этого была еще одна встреча. Одна из местных верующих пригласила нас на место своей работы в Маральник (ферма, где содержат маралов, благородных оленей). Он находился в 10 км от села. Мы добрались туда уже заполночь и не надеялись, что кто-то придет. Но, слава Богу, мы ошиблись. В помещении, где вываривают и сушат панты (молодые рога, которые используют для приготовления лекарств), постепенно собралось около 15 человек. Чувствовалась, что люди пришли после тяжелого рабочего дня, но в их глазах читался искренний интерес к Библии. Они хотели знать, что там написано. Раздав книги, мы вернулись в Чендек, где переночевали в семье местных верующих.
Деревня Каракокша, куда мы отправились после этого, расположена в 150 км к юго-востоку от Горно-Алтайска. Сначала нас приняли здесь за сектантов и не хотели даже разговаривать, но потом с радостью брали наши книги, лица озарялись людей улыбками. Я надеюсь, что литература, которую они получили, хоть как-то восполнит их духовные нужды.
В руднике Веселый мы не застали местных верующих, они были на работе. Оставив им книги, мы отправились дальше. Последними в этот день мы посетили Усть-Пыжу и поселок Артыбаш на берегу Телецкого озера.
В следующей поездке нас приятно удивил детский дом в поселке Манжерок. Яркие бантики, чистые наряды, улыбающиеся, довольные лица детей, которые только что приехали с концерта. Он удивил своей теплотой и уютом. К детям тут относятся с искренней симпатией и теплотой. Их любят, и они это чувствуют. Во время беседы мы с радостью узнали, что они уже слышали о Боге, когда их водили в православную церковь. Там с ними беседовал священник. Интерес присутствовал в детских глазах, им не терпелось скорее приступить к увлекательному чтению. Малыши бережно, словно драгоценность прижимали к себе подаренные книжки, покачивали их, а когда этого им казалось мало они, время от времени, нежно целовали обложку.
В том же месяце состоялась еще одна поездка, в республику Тува. Столица республики – город Кызыл, население которого составляет 80 тысяч человек. Отсюда каждый день мы ездили в отдаленные районы республики. Вот несколько эпизодов из этой поездки.
По пути в Кызыл наша группа заехала в небольшой городок Абаза в Хакасии, недалеко от границы с Тувой, население которого составляет 15 тысяч человек. Здешние верующие с тревогой говорили о том, что в местных газетах, на родном для них хакасском языке молодежь постоянно призывают к возвращению в язычество. Под маской заботы об интересах национальной культуры молодым хакасам предлагается забыть «русского» Бога – Христа, и обратиться к шаманам. И мы сами испытали странные ощущения, когда проезжали по Хакасии. На всем протяжении пути вдоль дороги мы встречали какие-то каменные псевдо-алтари, шесты с навязанными на них разноцветными тряпочками. Кое-где уже вкапывают деревянные столбы для поклонения духам.
Эрзин – маленький поселок почти на границе с Монголией, в 260 км к югу от Кызыла. Население - около 2500 человек. У местных пятидесятников мы оставили книги для распространения. Большинство членов церкви тувинцы, здесь много молодежи. Один тувинский мальчишка 10 лет, приехавший на собрание из деревни в 8 км от Эрзина, сказал нам, что мечтает стать пастором.
На пути в Эрзин один восьмилетний мальчик очень необычно отреагировал на нашу попытку подарить ему книгу. Это произошло в поселке Шуурмак в 150 км к югу от Кызыла. Он подошел к нам, но когда увидел, что мы даем ему книгу, попятился назад. Мы попробовали передать ее через местную жительницу, но мальчик лишь мотал головой в знак отрицания и не хотел ничего брать. Когда же он все-таки подошел, и мы дали ему книгу, он тут же бросил ее на землю и убежал. Местные жители позже объяснили нам, что этот мальчик из семьи ревностных шаманистов и родители запрещают ему общаться с христианами. В то же время несколько десятков человек с радостью взяли у нас «Евангельские истории» и «Библейские рассказы».
В следующий раз мы отправились в детский дом в Усть-Элегесте (30 км к западу от Кызыла), где уже были в прошлом году. Обступив нас со всех сторон, задавая вопросы, обитатели детдома наперебой кричали о том, что подаренные книги они хранят до сих пор и перечитывают по несколько раз. Некоторые показывали нам едва ли не единственные их личные вещи – наши подарки. Одна девочка с гордостью вытащила из-под подушки и показала нам полкниги «Библейские рассказы». В прошлом году, когда раздавали литературу, ее не было, и пришлось буквально вырвать из рук других книжку, которая при этом разорвалась. Теперь же она получила ее целиком.
Невозможно передать, как рады были эти дети, когда мы решили покатать их на нашем микроавтобусе. Около 15 детей в неописуемом восторге забирались в этот автобус, рассчитанный всего на 5 человек. Они окружили его, толкаясь и стараясь скорее попасть внутрь, чтобы поехать. Все дети разделились на 3 группы, и каждая группа совершила поездку около детского дома. Ребята были просто счастливы.
Когда мы уезжали девочка, которая ездила с нами спросила одного тувинского мальчика, как его зовут. Когда она записала, к ней тут же подбежали остальные дети, и каждый начал называть свое имя, чтобы она записала и его. Им важно знать, что кто-то помнит их имена и заботится о них, и надеюсь, что наше посещение и наши книги помогут им узнать Того, чья любовь «никогда не перестает».
Чендек, Анатолий Руденко, директор РБО
Дополнительные материалы
Поделиться: